МБОУ "Атюрьевская СОШ №2"
Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Атюрьево
  • Правила обучения. Права и обязанности учащегося

    Права учащегося

      Права ребенка в школе

    Все права обучающихся основаны на позитивном праве и охватывают сферу отношений ученика и образовательного учреждения в лице педагогических работников, администрации и учебно-вспомогательного персонала. Права обучающегося закрепляются в нормативных правовых акта органов, осуществляющих управление в сфере образования, в учредительных документах образовательного учреждения («Устав школы») и распорядительных актах ее руководителя (локальные акты).

    Права обучающегося не безграничны, они имеют пределы реализации. Такие ограничения необходимы, чтобы учащийся не злоупотреблял каким-либо правом, не использовал его в ущерб другим правам и свободам. Реализация прав обучающегося ограничена во времени.

    Права обучающегося общеобразовательного учреждения можно разделить на основные и дополнительные.

    В группу основных прав относятся права, реализуемые в сфере образования и представленные в Конституции РФ: право на образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; на уважение человеческого достоинства;  на пользование культурными ценностями в образовательных целях; на бесплатное и всеобщее основное общее образование; на получение, преобразование и распространение учебной информации; на интеллектуальную собственность, создаваемую в результате учебной деятельности; на юридическую помощь в конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса и др.

    Группа дополнительных прав обучающегося представлена в федеральных законах Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования. К ним относят: права на защиту от физического и психического насилия; право на участие в детском объединении; на участие в управлении образовательным учреждением; на учет индивидуальных возможностей, состояния здоровья; на обучение дистантным технологиям; на дополнительные образовательные услуги; на защиту персональных данных; на охрану жизни и здоровья в рамках образовательного учреждения и др.

    Совокупность прав и свобод обучающихся общеобразовательного учреждения представлена также общими (признанными для всех обучающихся) и специальными правами (учитывающими уровень получаемого образования, возрастные особенности обучающихся, вид учреждения, форму обучения).

    Общие права равнозначны, равноценны для всех обучающихся системы образования. Базовые положения о правах обучающихся определены в Законе РФ «Об образовании» и множестве подзаконных актов, которые принимают федеральные органы исполнительной власти и орган субъекта РФ.

     Основные права:

    ·Право на образование

    ·Право на обучение по выбранной форме получения образования

    ·Право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану

    ·Право на ускоренный курс обучения

    ·Право на обучение на дому

    ·Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг

    ·Право на соответствующие условия обучения

    ·Право участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников

    ·Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения

    ·Право на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения

    ·Право на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения

    ·Право на уважение человеческого достоинства

    ·Право на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений

    ·Право на перевод и восстановление

    ·Право на текущую и итоговую аттестацию

    ·Право на получение документа государственного образца

    ·Право на охрану здоровья

    ·Право обучающихся на питание

    ·Право обучающихся на отдых

    ·Право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом

    ·Право на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой

    ·Право обучающегося на прекращение образовательного процесса

     

    Правовое обеспечение специальных прав обучающегося

         В большинстве случаев специальные права определяются типом и видом образовательного учреждения. В системе таких прав выделяют специальные права:

         - конкретных обучающихся: например, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; детей дошкольного и младшего школьного возраста; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

         - обучающихся по определенным направлениям обучения: кадетские школы, суворовские и нахимовские училища; кадетские корпуса; специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах;

         - права, предоставляемые обучающимся в зависимости от уровня получения общего образования:

    • Право на беспрепятственный доступ к информации о себе как участнике ЕГЭ
    • Право на результаты интеллектуальной деятельности
    • Право на социальную поддержку в период обучения
    • Право на получение логопедической помощи
    • Право на получение юридической консультации.

     

    Обязанности являются неотъемлемой частью правового статуса личности. Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. Юридическая обязанность обучающегося – это необходимое, должное поведение. Обязанности обучающегося закреплены в Уставе, правилах поведения обучающихся и иных локальных актах данного учебного заведения.

    Особенность исполнения обязанностей обучающегося заключается в личном участии. Обучающийся самостоятельно собственными действиями исполняет возложенные обязанности.

    Обязанности связаны главным образом с поддержанием общественного  порядка, который как таковой может быть обеспечен путем использования небольшого количества юридических средств – установлением минимума запретов и обязанностей.

    Основные обязанности обучающихся:

    ·Обязанность получить общее образование

    ·Обязанность соблюдать устав общеобразовательного учреждения

    ·Обязанность посещать занятия в общеобразовательном учреждении

    ·Обязанность добросовестно учиться

    ·Обязанность знать и правильно пользоваться государственным языком

    ·Обязанность уважать честь и достоинство других лиц

    ·Обязанность бережно пользоваться библиотечным фондом

    ·Обязанность бережно относиться к имуществу образовательного учреждения

    ·Обязанность выполнять требования педагогов

    ·Обязанность соблюдать правила гигиены и санитарии

     

    Конвенция о правах ребенка

     

    Дорогой друг!

    Ты, как юный гражданин России, имеешь определенные права и обязанности, которые признаны как Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Федеральным законодательством, так и международным документом – Конвенцией ООН о правах ребенка.

    Что же такое Конвенция о правах ребенка? Это международный документ о правах детей, принятый 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана всеми государствами мира. Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей.

     

    Извлечения из Конвенции ООН о правах ребенка.

    Каждый ребенок имеет право:

     - на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на имя и гражданство (ст.7, ст.8  Конвенции ООН о правах ребенка),

     - свободно выражать мнение, высказывать свое мнение (ст.12, ст.13, ст.17 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на защиту (ст.19, ст.20, ст.32, ст.33, ст.34, ст.35, ст.36 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на охрану своего здоровья (ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на получение образования (ст.28, ст.29 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на отдых (ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка),

     - на личную жизнь (ст.16 Конвенции ООН о правах ребенка).

     

    Если будут нарушены Ваши права, вы можете обратиться за помощью к педагогу-психологу школы Царевой Таисии Сергеевне (каб. 6).

    Обязанности ученика

    Общие правила поведения

    1. Общие правила поведения

    1.1. Обучающиеся школы ведут себя честно и достойно, соблюдают нормы морали и этики в отношениях между собой и со старшими.

    1.2. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства

    обучающихся, педагогов и других работников школы. Применение методов физического и

    психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

    1.3.Обучающийся  приходит в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, чистым, опрятным, в школьной форме, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    1.4. Запрещается приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, газовые баллончики, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды, предметы, не имеющие отношения к учебной деятельности и представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих.

    1.5. Запрещается курение во всех помещениях школы и на территории школьного двора.

    1.6. Запрещается употребление непристойных выражений и жестов. Для выяснения

    отношений обучающиеся никогда не применяют физическую силу и не употребляют грубых выражений. Применение физической силы оскорбляет достоинство человека, и данные действия категорически запрещаются.

    1.7. Обучающийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

    Школьники уступают дорогу взрослым, старшие -младшим, мальчики -девочкам.

    1.8. Нельзя без разрешения классного руководителя или дежурного администратора

    уходить из школы в урочное время. Детей должны забирать родители или лица,

    заменяющие их по сообщению классного руководителя или дежурного администратора, если ребёнок заболел или по другим причинам.

    1.9. В случае пропуска занятий по болезни, обучающийся должен предъявить классному

    руководителю справку, подтверждающую факт болезни.

    1.10. Факт отсутствия в школе по семейным обстоятельствам допускается при написании родителями (законными представителями) заявления на имя директора.

    1.11. Если обучающийся пропустил более 3 -х дней без уважительных причин, он ставится на контроль в классе, а затем в школе.

    1.12.Обучающиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его стоимость.

    1.13.Обучающимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и

    прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

    1.14.Обучающимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их дежурному администратору, учителю или сотруднику охраны.

    1.15. К обучающимся, присвоившим чужие вещи, могут применяться дисциплинарные меры, вплоть до обращения в правоохранительные органы.

    1.16.Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения.

    1.17. Обучающиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

    1.18. Данные правила доводятся до сведения обучающихся на классных часах ежегодно и вывешиваются на видном месте в школе.

    1.19. Данные правила обязательны для соблюдения всеми обучающимися  школы.

    Поведение на занятиях

     Правила поведения на уроках

    3.1. Войдя в помещение класса, обучающийся готовит рабочее место к началу урока: достает учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

    3.2. При входе педагога в класс обучающиеся встают. Они садятся после приветствия и

    разрешения педагога. Так же обучающиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

    3.3. Нельзя опаздывать на уроки, пропускать их без уважительной причины.

    3.4. Пропуск уроков не является причиной невыполнения домашних заданий. Обучающийся выполняет их самостоятельно.

    3.5. Обучающийся обязан иметь все необходимое для работы на уроках, записывать задания на дом, ежедневно выполнять домашние задания.

    3.6. Во время урока обучающемуся нельзя выходить из класса без разрешения учителя, менять место за партой, выкрикивать, шуметь, мешать вести урок.

    3.7. Во время урока обучающийся должен внимательно слушать объяснение учителя и ответы своих товарищей. Нельзя отвлекаться самому и отвлекать товарищей.

    3.8. После объяснения нового материала учителем обучающийся может задать вопрос, если он чего-то не понял во время объяснения.

    3.9. Во время проведения практических и лабораторных работ, уроков технологии и физической

    культуры каждый обучающийся соблюдает технику безопасности при выполнении этого вида работ.

    3.10. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ каждый обучающийся

    обязан выполнять их самостоятельно. Разрешается пользоваться только теми материалами, на которые указал учитель. В случае нарушения этих правил учитель имеет право забрать у обучающегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена обучающимся самостоятельно.  

    3.11. Отвечая, обучающийся стоит у доски лицом к классу, а при ответе с места -лицом

    к учителю. Отвечая, обучающийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске

    аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты, схемы и т. п. стоит

    вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо, правой или левой рукой,

    в зависимости от расположения наглядного материала.

    3.12. Во время урока, сидя за учебным столом, обучающийся обязан следить за осанкой,

    постановкой ног, наклоном головы. Обучающийся обязан выполнять рекомендации учителя относительно правильной осанки.

    3.13. На уроках обучающиеся имеют право пользоваться школьным инвентарём, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно

    3.14. Каждый учитель определяет правила поведения обучающихся на своих занятиях; эти

    правила не должны ущемлять достоинство обучающегося, противоречить Уставу школы и

    данному положению.

    3.15. Если обучающийся хочет что-нибудь сказать, попросить, задать вопрос учителю или

    ответить на вопрос, он поднимает руку, после разрешения учителя говорит.

    3.16. Если во время занятий обучающемуся необходимо выйти из класса, то он должен

    попросить разрешения педагога.

    3.17. Обучающимся не разрешается во время уроков и внеклассных мероприятий пользоваться мобильными средствами коммуникации без разрешения учителя и жевать резинку.

    3.18. По окончании урока необходимо навести чистоту и порядок на своем учебном месте,

    не оставлять мусор.

    3.19. Звонок об окончании урока определяет точное время окончания урока.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie